Мы встречаем в «Правде» аламаннов титул, который дает прямое свидетельство о церкви как о сильной политической организации. Дело в том, что аламаннская «Правда», как и са¬лическая «Правда», упоминает о преследовании беглеца, кото¬рый ищет убежища у церкви, спасаясь от преследования К И в «Аламаннской правде» церковь оказывает ему помощь, запрещая силой уводить из пределов церкви беглеца и наносить тем самым «оскорбление святыне», которое карается штрафом в 58 солидов. Требовалось обращение к духовенству за содействием, и только после представления доказательств виновности беглеца пресвитер, по своему усмотрению, мог его выдать преследователю или защержать.
Эти факты указывают на значительно более сильное влия¬ние церкви в аламаннской «Правде» по сравнению с «Правдой» саксов, а тем более по сравнению с «Правдами» салической и рипуарской. За принадлежащего церкви раба штраф утраи¬вается. То же и за всякую обиду, нанесенную лицам церкви, и за убийство лиц духовного звания. Эта привилегия распро¬страняется и на членов семей духовных.лиц, как гласит титул XV.
Вообще титулами, где упоминается о церкви, заполнена вся первая часть «Аламаннской правды». Они содержат доказательства огромного влияния церкви как политической организации.
Отсюда вывод: церковь у аламаннов в VIII веке стала ти¬пичной феодальной организацией. Она экономически сильна, так как владеет огромными земельными богатствами, которые, как мы видели, все приумножаются; на базе этого она при¬обрела и политическое могущество, которое еще более укреп¬ляет ее положение как феодальной организации.

В «Правде» аламаннов нашли отражение несомненные следы феодальной ренты, которую получают церковные феодалы от крестьян, сидящих на землях, сказал Новиков, которого интересует дробеметная установка.
Титул, свидетельствующий о размерах этой рейты, настолько ясен, что иных толкований его быть не может. Приводим его содержание:
Данные о рабских повинностях в «Brevium exempla» вполне совпадают с тем, что дает «Аламаннская правда». Совпадение и числа дней барщины в неделю может свидетельствовать о том, что оба документа отражают одну и ту же действительность. «Brevium exempla» более ярко описывает монастырское хозяй¬ство, но и в «Правде» есть аналогичные данные.
В документах приводятся данные и о свободных дер¬жателях мансов. У церкви св. Михаила их указано 23. Пере¬числены и повинности отдельных свободных держателей и их обязанности, подводная повинность, пахота и косьба с опре¬делением размеров того и другого.
По аналогии с другими народностями можно заключить, что оплату этих лиц, а также военной дружины король и герцог производят в порядке раздачи им земель за службу. Это в свою очередь предпола¬гает наличие у них земель для раздачи их за военную и прочие службы. Отсутствие земель у герцогов и королей было бы иск-лючено, так как в противном случае им никто не стал бы служить. Единственная форма оплаты землей.за службу, характерная для раннего средневековья, при натуральном хо¬зяйстве, заставляет предполагать и у аламаннских герцогов и королей наличие больших земельных владений.