Метизный бизнес специфичен. За лидирующими позициями на рынке стоят не только качество и соответствие ГОСТам и техническим условиям, но также наличие и объем необходимых покупателю изделий.


Поэтому все метизные заводы
работают “на склад”, а не “под заказ”. “Чем больше диапазон изделий,
тем больше возможностей для завоевания рынка”,— говорит менеджер по метизам компании “Евразхолдинг” Дмитрий Черняк. Специально заказывать
метизы
на заводе
никто не станет, производители работают в условиях жесткой конкуренции,
которую ряд участников рынка даже называют жестокой.

По мнению директора по продажам “Северсталь-метиза” Марины Герасимовой, эта жестокость связана с тем, что потребление метизной
продукции в последние годы почти не меняется, а предприятия хотят
сохранить производственные мощности, оставшиеся еще с советских времен.

Чужие среди своих

Например, украинские гвозди с проволокой отличаются от
российских только ценой (как правило, они на 10% дешевле). Российские
производители таким положением дел недовольны. Бороться с демпингом и
воздействовать на недобросовестных продавцов метизные
предприятия призывают государство. “Мы часто наблюдаем ситуацию, когда
цены на канаты с Украины, катанку из Молдавии и проволоку ВР-1 из
Белоруссии оказываются ниже российских,— рассказывает Алексей Сотсков.
Если ущерб от этих поставок для метизного направления
будет возрастать, то может понадобиться помощь государства”. Некоторым
предприятиям государство уже помогло. По словам Алексея Носова, “ММК-Метизу” недавно удалось добиться начала антидемпингового расследования поставок машиностроительного крепежа с Украины.

По мнению Владимира Арсеньева, по качественным
показателям 60% российской продукции не может конкурировать с
импортной, износ основных фондов превышает 60%, а оборудования — 75%.
Об этом свидетельствует и рост объемов экспортных поставок метизов,
которые в 2003 году составили 262,8 тыс. тонн, а в 2004 году — уже
почти 300 тыс. тонн. Сами производители на вопрос о качестве
отечественной продукции отвечают уклончиво: “Она конкурентоспособна с
точки зрения продуктового ряда”.

Несмотря на то что благодаря иностранным производителям покупатели не испытывают недостатка в разновидностях метизов,
отечественные предприятия все-таки пытаются освоить и те виды
продукции, которые раньше не выпускали. Главным образом это
оцинкованная проволока, которая, по словам начальника отдела
промышленной политики и металлургии департамента промышленности
Минпромэнерго Алексея Пинчука, в основном идет на экспорт. В 2003 году
российские предприятия экспортировали 215,2 тыс. тонн такой проволоки,
а в 2004-м — почти на 45 тыс. тонн больше. Пусть медленно, но растет и
экспорт метизов в целом — по сравнению с 2003 годом он вырос на 30 тыс. тонн.

По словам господина Пинчука, на экспорте метизники
зарабатывают пока немного — в прошлом году эта сумма не превысила 178
млн. долларов, тогда как российская металлургия в целом экспортировала
своей продукции на 20 млрд. долларов. “Это капля в море, — говорит
Алексей Пинчук, — но именно экспорт позволит предприятиям освоить свои
избыточные мощности и увеличить прибыль, поскольку на внутреннем рынке
каждый уже занял свою нишу, больших изменений не предвидится, а
потребление метизной продукции скорее будет падать,
чем расти”. Согласны с этим и производители. “В 2006 году мы
прогнозируем рост примерно на 2%, — говорит Марина Герасимова.м — Есть
признаки падения в автопроме, и это отразится на продаже калиброванной
стали и крепежных изделий”.