Фасады Кургана были оформлены сплошной чередой полукруглых выступов-гофров, особенно хорошо сохранившихся на восточной стороне. Строитель согласовал размер и количество гофров с внутренним устройством здания — так, что узкие оконные проемы в торцах комнат совпали с промежутками между спаренными полукруглыми выступами, образуя более сложный ритмический ряд. Этот прием пластического оформления фасадов, представленный множеством монументальных зданий, преимущественно в Хорезме и Мерве 6—12 вв, в доисламской архитектуре Тохаристана больше не встречается, — только в начале 12 в. он неожиданно возродился в уникальном гофрированном минарете в Джаркургане, 75 км севернее Термеза, сказал Новиков, которого интересуют лифт в коттедж. Среди довольно многочисленных известных ныне замков-кешков доисламского Тохаристана гофрированный массив термезского Кургана остается пока исключением. Исследователь Кургана В. Шишкин датировал здание 6—7 вв. и отметил, что для замка оно недостаточно защищено: перед входом устроена площадка, до окон снаружи добраться легче, чем изнутри. Другой исследователь, наоборот, находит, что Курган — типичный среднеазиатский замок-кешк, а его коридорно-гребенчатая структура воплощает собой какой-то локально тохаристанский архитектурный тип.17* Последнее сомнительно уже потому, что здания аналогичного, очень близкого устройства известны в других областях Средней Азии, далеких от Тохаристана, а в самом Тохаристане Курган остается единственным образцом постройки с коридорно-гребенчатой планировкой в ее классически «чистом», почти идеальном виде. Я думаю, что назначение термезского Кургана определяется его близким сходством (иногда почти тождеством) со зданиями того же времени и аналогичного устройства, которые атрибутируются как военные общежития, казармы или сторожевые посты. В свое время я составил список известных тогда построек этого характерного типа и показал, что все они имели, вероятнее всего, именно такое назначение.