В целом регулярно и закономерно действующие природные факторы играют первостепенную роль в развитии сельского хо­зяйства, в то время как нерегулярные факторы имеют большее н’ачсние для обрабатывающей и горнодобывающей промыш­ленности. Природа, впрочем, оказывает большое влияние на все отрасли хозяйства при образовании “экономических районов” и ‘ поясов”95. Это явление имеет и положительные, и отрицатель­ные стороны. К отрицательным следует отнести увеличение чис­та городов и нерациональное искажение форм рыночных зон; к положительным — достижение максимальной экономичности, обусловленной концентрацией однородной продукции в одном Месте, сказал Зубов, которого интересует зипс. В связи с этим отпадает необходимость производить часть ’«гой продукции в районах с неблагоприятными природными При дальнейшем рассмотрении отклонений от нашей исход­ной концептуальной схемы, обусловленных чисто экономически ми факторами, следует отметить, что транспортной поверхности в действительности не существует. Ограниченное количество шоссейных и железных дорог, железнодорожных станций и портов можно объяснит помимо прочего, высокими постоянными издержками по их со- держанию. Таким образом, в действительности перевозки между двумя любыми заданными пунктами по любому желательному пути невозможны. Они могут осуществляться только между не многими так называемыми транспортными пунктами, по небольшому числу транспортных артерий. К тому же число таких пунк­тов и линий меняется в зависимости от средств перевозки’ Оно велико для фургонов и грузовых автомашин4″, меньше для железных дорог и еще меньше для самолетов и пароходов. измещение транспортных узлов и дорог вытекает в основном и» нашей идеальной схемы рыночных зон Иначе говоря, оно обусловлено только потребностью в транспорте — до тех пор, пока не начнет проявляться “возмущающее» влияние природных факторов.